В Древней Руси домашняя кошка появляется в IX-X веках — именно к этому периоду относятся найденные археологами кошачьи останки. Кошка была редкостью, роскошью, доступной не каждому человеку — в «Правосудье митрополичьем» упоминается, что штраф за похищение домашней кошки составлял 3 гривны (3 серебряных слитка в 205 граммов). По тем временам, это была сумма примерно двухмесячного заработка. За убийство кошки или собаки тоже сурово наказывали. Текст «Правосудья» гласит: «Аще кто собаку оубьетъ ли кошку, вины гривна, а собаку в собаки место, а кошка в кошки место», то есть виновного обязывали заплатить гривну компенсации и найти животное взамен убитого.
О каком-либо кошачьем божестве в славянской мифологии не упоминается, хотя есть версия, что кот выступал спутником бога Велеса, покровителя животных, сказителей и поэзии. Иногда кошку считают спутницей богини судьбы и плодородия Макоши (Мокоши), на основании созвучия. Стоит отметить, что атрибутом Макоши была пряжа, к которой кошки, как известно, неравнодушны. Также днем Макоши, как и Фрейи, считалась пятница — после Крещения Руси её образ трансформировался в православную святую Параскеву Пятницу.
Русские сказки и предания изобилуют мистическими кошачьими персонажами. Например, согласно преданиям из восточнославянской мифологии, помощник ведьмы, коловертыш, имел кошачьи (по другим версиям — собачьи или заячьи) черты; основной задачей коловертыша было накапливать достаток и приносить его в дом, помогая своей хозяйке.
Ярким образчиком элурантропии может служить история арысь-поле, матери-рыси, которая сбрасывала шкурку зверя, когда нужно было кормить младенца. Самый известный кот из старославянских сказок — это, конечно, Баюн (позднее ставший Котом Учёным в творчестве А.С.Пушкина), песни которого могли зачаровывать до смерти, либо, напротив, излечивать болезни. Менее знаменита земляная кошка с Урала — хранительница кладов, которую никому не удалось увидеть. Лишь таинственно мерцающие во тьме глаза (по сказкам П.П. Бажова — уши) свидетельствуют о её существовании и роли охранницы богатств земли.
Не менее интересными функциями обладают два противопоставленных друг другу кошачьих духа. Рыжий Люб изображался со стебельком стрелолиста и хранил брачное ложе, в то время как черный Нелюб с беленою в зубах сеял ссоры и неудачи в интимной жизни. Считалось, что если ублажить кота Люба, принеся ему в дар особую лепешку, названную в его честь любкой, то добрый дух будет благосклонен к семейной паре и прогонит своего антипода.
© «Кошачий культ», Жизнь Первая: когда кошка была богом
#кошачий_культ_книга